Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь



Росписи храма

Священник Петр Иванович Агриколянский.
Со времени назначения Агриколянского священником Тетеринской церкви, последняя приобрела новый вид. В первый год его назначения на холодной церкви большая глава была покрыта белым железом по железным стропилам. Э В том же году была заложена церковная каменная ограда. Было заготовлено 100 тысяч штук кирпича, и в 1792 году началось строительство. Сначала были построены западная и северная стены, потом южная и наконец восточная стена. В северной и южной стенах были сделаны калитки, а в западной южной и восточной были двустворчатые кованные ворота. Над восточными воротами, северной и двумя за- падными калитками были устроены арки с киотами для икон. Со стороны оврага восточные и западные ворота церковной ограды была построена сторожка. Окончена строением эта ограда в 1797 году, только на каменную работу было расходовано 1200 рублей.

С 1794 года село Тетеринское с деревнями стало принадлежать В.М.Полозову. В 1796 году попечением о. Петра холодный Успенский придел стали расписывать клеевыми красками. Были приглашены художники большесольской артели. Сокровищницей русского искусства можно назвать интерьер Успенского тетеринского храма, хранящего немало памятников декоративно-прикладного искусства и живописи, и в первую очередь это относится к настенным росписям, поражающим свежестью красок и мастерством исполнения. Роспись храма была завершена в 1799 году и обошлась в 2000 рублей, собранных прихожанами. В Тетеринском храме росписи покрывают стены от свода до пола. В центре свода – изображение Святой Троицы: сидящего на облаках Бога Отца Саваофа с Сыном младенцем Христом на коленях и Святым Духом в виде голубя. С трех сторон от Саваофа – изображение девяти чинов небесного воинства. В подножии Святой Троицы на восточном скате свода, под надписью: «Исполнь небо и земля славы Твоея» - изображение растительного и животного мира, небосвода с луной, солнцем, звездами и сотворение первых людей – Адама и Евы и их грехопадение.

Три остальные ската свода занимают картины ветхозаветной исто-рии, начинающиеся сценой «Изгнание из рая» и развиваю-щиеся от южного паруса на западный и далее по спирали сверху вниз. Безмя-тежному и умиро-творенному состоя-нию пребывания в раю противопостав-лена, начиная с «изгнания», полная тревог, надежд и забот жизнь ветхозаветных людей. Убийство Каином Авеля, потоп, строительство Вавилонской башни, жертвоприношение Авраама, гибель Содома и Гоморры, Даниил в рове со львами и другие картины приводят нас к истории новозаветной. Четыре пояса росписи свода отделены от стен живописным карнизом.

Цикл росписей на евангельские сюжеты начинается на южной стене в арке оконного проема. Открывается он своеобразной заставкой – «Альфа и Омега, начало и конец» из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Двумя поясами на южной и северной и тремя на западной стенах размещены композиции, посвященные евангельским событиям

Особой красотой отличаются морские сцены на западной стене (буря, проповедь Христа из лодки на море, спасение апостола Петра). Заканчивается евангельский цикл на северной стене сценой вознесения Христова и начинаются сцены, иллюстрирующие деяния апостолов, которые занимают оставшуюся часть северной стены. Нижний пояс росписей южной стены посвящен Богородице, начиная с рождества и заканчивая коронованием. На западной стене два нижних пояса росписей иллюстрируют притчи. Особой красотой исполнения выделяется Горний Иерусалим в виде города, окруженного стеной с двенадцатью башнями, в каждой из которых стоят ангелы. За стенами виден город с регулярной планировкой, с домами и садами. Через весь город проходит широкая, обсаженная зеленью, аллея с круглой клумбой, в центре которой белая фигурка агнца. Перед городом изображение Христа в развевающихся одеждах и с крестом на правом плече. Вокруг Него изображение овец. В 45 клеймах отражены основные библейские события, многие из которых на про-тяжении столетий волновали не одно поколение художников, подвигая их на написание живописных полотен на эти темы. Тетеринские росписи отличает динамизм в изображении различных сцен. С любовью и искус-ством написаны многочисленные пейзажи клейм. Запечатленные в по-рыве движения люди, развевающиеся одежды придают росписям особую живописность и свое-образие.

Успенская Тетеринская женская пустынь